Сфера научных интересов: Круг научных интересов охватывает вопросы, связанные с изучением, сохранением и воспроизводством этнокультурного наследия народов Алтая; совершенствованием межкультурных коммуникаций в условиях развития международных связей; воспитанием культуры межнационального и межконфессионального общения; моделированием и выстраиванием общей системы ценностей как основания для поликультурного развития специалиста (педагога, руководителя).
Биография; Образование; Научная диссертационная работа; Трудовая деятельность; Особые научные достижения; Общественная и научная деятельность; Награды; Публикации.
Родился 12 октября 1951 года в селе Николаевка Славгородского района Алтайского края в семье служащих. Отсюда, из семьи, берут истоки и сфера будущих интересов В.И. Матиса, и основные черты его личности. Его отец Иван Иванович, как и сотни других российских немцев, прошел тяготы трудармии и только в 90-е годы прошедшего столетия был восстановлен во всех правах гражданина России. Несмотря на явную к нему несправедливость, Иван Иванович не озлобился сам и детям своим (троим сыновьям) привил уважение и к людям, и к своей стране. Семья Матисов была хорошо известна и пользовалась заслуженным авторитетом как в Николаевке, так и в Некрасово (ныне Гальбштадт), где Иван Иванович работал преподавателем СПТУ–22, а мать Владимира Анна Кирилловна, старшим бухгалтером сначала в школе, а затем в межрайонном объединении «Сельхозтехника».
В 1959 году Владимир пошел в первый класс Подсосновской средней школы, где проучился до четвертого класса. В 1962 году родители переехали в село Некрасово (Гальбштадт), где он продолжил учебу. В 1969 году Владимир Иванович закончил Некрасовскую среднюю школу и попытался поступить на строительный факультет Алтайского политехнического института. Проработав немного в МРО «Сельхозтехника», он в ноябре этого же года был призван на службу в Советскую Армию. Служа в учебном батальоне военно-воздушных частей Краснознаменного Дальневосточного военного округа в Приморском крае, Владимир получил квалификацию радиотелеграфиста-эститста 1 класса и был демобилизован в звании старшего сержанта. По возвращении домой он поступил на подготовительное отделение Барнаульского государственного педагогического института, затем на исторический факультет, который закончил в 1977 году, получив специальность учителя истории и английского языка средней школы. За годы учебы в институте В.И. Матис показал себя не только хорошим студентом, но и активным общественником. Он член вузовского комитета ВЛКСМ, с 1973 по 1975 годы – командир студенческого путинного отряда, выезжавшего для работы на рыбоконсервные заводы о. Шикотана Сахалинской области; с 1976 года – командир сначала линейного, а потом зонального студенческих строительных отрядов, работавших на строительстве жилья и объектов производственного, социального и культурного назначения в различных районах Алтайского края. В 1981 году Владимир Иванович поступает сначала в заочную, а затем переводится в очную аспирантуру при Томском государственном университете.
Научная диссертационная работа:
Получив хорошую научную подготовку томской философской школы, он под руководством известного ученого – профессора В.Н. Турченко защищает в 1986 году в г. Тюмень диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Многолетнее изучение проблем образования за рубежом и в России, определило предмет его докторской диссертации. В.И. Матис изучает проблемы национальной школы, исследует перспективы развития поликультурного общества. На примере собственной семьи, своих родных, зная как дорого обходятся ошибки в национальной политике, он поставил своей жизненной задачей способствовать развитию культуры межнациональных отношений. Вот почему его докторская диссертация посвящена созданию поликультурной модели образования в многонациональном обществе. Тема: «Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе» Защита ее состоялась в апреле 1999 года в г. Барнауле.
Его преподавательский стаж насчитывает 30 лет. Работал преподавателем, профессором, заведующим кафедрой социологии и политологии, научным сотрудником лаборатории «Социология образования» Барнаульского государственного педагогического унивнрситета (АлтГПУ). В настоящее время является профессор кафедры социально-культурной деятельности, руководителем научной школы «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере» Алтайского государственного института культуры.
В 1992 г. была создана научная школа «Поликультурный подход в образовании и культурной сфере». В 1999 году в г. Барнаул Владимир Иванович создал Этнологический центр по изучению и сохранению истории и культуры народов Алтая, а в 2000 г. открыл Русско-немецкий поликультурный научно-образовательный центр.
Общественная и научная деятельность:
Является академиком общественной академии наук российских немцев (1995 г.), членом-корреспондентом Международной академии педагогического образования (1998 г.). В 1996 году В.И. Матис возглавил научный коллектив, разработавший президентскую программу «Социального и экономического развития немцев в Алтайском крае». С 1996 года он является членом редколлегии энциклопедии «Немцы России» ( г. Москва), журналов «Центры немецкой культуры» ( г. Москва), «Образование и социальное развитие региона» ( г. Барнаул). Председатель экспертного совета секции социологии, психологии и рекламы краевой конференции «Шаг в будущее», «Будущее Алтая».
Победитель в номинации «Профессор года» в направлении «Гуманитарные науки» (2016 г.). Победитель I Международного конкурса высших достижений в науке и образовании (2016 г.)
Бармин В.А., Есликовская В.Н. Владимир Иванович Матис // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2001. – № 1-2. – С. 124-126.
Публикации:
- Русский Этнос (Роль образования в формировании социального портрета) / Матис В.И. // В сборнике: Этнография Алтая и сопредельных территорий материалы III научно-практической конференции. – 1998. – С.55-57.
- Подготовка учителя в условиях создания школы поликультурной модели. / Матис В.И. // Педагогический университетский вестник Алтая. – 1999. – № 1. – С. 55-58.
- Этнический компонент в национальной доктрине образования. / Матис В.И. // Педагог: наука, технология, практика. – 2000. – № 1. – С. 88.
- Роль учителя в формировании национального самосознания. / Матис В.И. // Педагогический университетский вестник Алтая. – 2000. – № 2. – С. 108.
- Роль школы в национально-культурном возрождении: проблемы и перспективы. / Матис В.И. // Этнография Алтая и сопредельных территорий : [материалы IV научно- практической конференции] / Барнаульский государственный педагогический университет, Лаборатория исторического краеведения, Российская академия наук, Сибирское отделение, Институт археологии и этнографии ; [отв. ред.: М. А. Демин, Т. К. Щеглова]. – Барнаул, 2001. – Вып. 4. – С. 251-253.
- Интеграционные процессы в сфере образования как фактор реализации поликультурной модели школы. / Матис В.И. // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2001. – № 1-2. – С. 109-113.
- Образовательная ситуация на Алтае. / Матис В.И. // Вестник алтайской науки. – 2001. – № 1. – С. 5.
- Педагогика межнационального общения / Матис В.И. // Учебник для студентов вузов. – Барнаул. – 2003.
- Формирование концепции глобального образования в работах зарубежных исследователей. / Матис В.И. // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2003. – № 3-2. – С. 104-110.
- Место глобальной ориентации образования в современной модернизации российской школы. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2004. – № 1. – С. 17-22.
- Проблемы профессионального самоопределения учителей. / Матис В.И. // Вестник Барнаульского государственного педагогического университета. – 2005. – № 5-3. – С. 139-145.
- Категоризация и интерпретация культуры межнационального общения. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 3. – С. 144-153.
- Образовательный запрос как важное условие предпрофильной подготовки и профильного обучения. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 4. – С. 93-101.
- Поликультурный подход в воспитании как методология формирования поликультурной личности. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 13. – С. 162-172.
- Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 8. – С. 74-85.
- Социокультурная адаптация в условиях миграционных перемещений. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2007. – № 1. – С. 59-62.
- Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы. / Матис В.И. // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 2. – С. 54-64.
- Персонифицированная модель повышения квалификации учителей: опыт алтайского края. / Матис В.И. // Вестник образования. – 2012. – № 4. – С. 22.
- Сравнительный анализ парадигм традиционной и персонифицированной модели повышения квалификации работников образования. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2. – С. 219-223.
- Актуализация культуры межнационального и межконфессионального общения. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 5. – С. 147-151.
- К вопросу о методологии формирования государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 6. – С. 342-345.
- Социально-культурная ситуация в современных немецких поселениях. / Матис В.И. // Продовольственная безопасность. Аграрно-политический диалог. – 2013. – С. 286-289.
- Методологические проблемы науки и научного проектирования. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 1. – С. 136-139.
- Методология научного исследования. Вокруг кандидатского экзамена по истории и философии науки. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 3. – С. 114-117.
- Методологические проблемы науки и научного проектирования. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 5. – С. 248-251.
- Духовно-нравственное воспитание в процессе социально-культурной деятельности / Матис В.И. // Вокальное и хоровое воспитание детей и юношества в системе специального и дополнительного народно-певческого образования. Материалы международного научно-методического семинара. – 2014. – С. 9-21.
- «Учёные записки» как площадка для самовыражения современного педагога-исследователя в условиях академии культуры и искусства. / Матис В.И. // Проблемы и перспективы развития социально-культурной деятельности, информационных ресурсов и художественного образования. Учёные записки. – Барнаул. – 2014. С. 5-8.
- Культура межнационального и межконфессионального общения как условие современных коммуникаций. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 6. – С. 210-213.
- Создание современной школы на основе полипарадигмального подхода. / Матис В.И. // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 1. – С. 70-77.
- Социально-педагогические условия воспитания культуры межнационального общения в поликультурном регионе. / Матис В.И. // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2014. – № 2. – С. 10-16.
- Условия формирования евразийского пространства поликультуры. / Матис В.И. // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации : материалы междунар. науч.-практич. конференции, посвящённой 40-летию Алтайской государственной академии культуры и искусств и 70-летию победы в Великой Отечественной войне. – 2015. – С. 174-177.
- Обоснование принципов поликультурного подхода при реализации культурной политики региона. / Матис В.И. // Культурное наследие России. – 2015. – № 3. – С. 6-10.
- Роль знаниевого компонента в социальной интеграции этнических сообществ в поликультурной среде. / Матис В.И. // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2015. – № 3-1. – С. 94-100.
- Культура межнационального общения – задача и важное условие успешности образования без национальных границ. / Матис В.И. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2015. – № 23. – С. 15-19.
- Стратегический менеджмент повышения квалификации руководителей структур в сфере культуры. / Матис В.И. // Образовательное пространство в контексте социокультурной среды. Материалы XVI Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). – 2016. – С. 71-72.
- Цель и задачи поликультурного образования в условиях евразийского сотрудничества. / Матис В.И. // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 30-34.
- Полипарадигмальный подход как методологическая основа создания современной школы. / Матис В.И. // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт материалы международной научной конференции / Под науч. ред. М.П. Тыриной, Л.Г. Куликовой. 2017. – С. 273-280.
- Роль культуры межнационального общения в предупреждении конфликта культур. / Матис В.И. // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2017. – № 5-1. – С. 75-90.
- Социально-культурные условия формирования евразийского пространства поликультуры. / Матис В.И. // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2017. – № 1 (11). – С. 7-12.
- Социально-культурные условия формирования евразийского пространства поликультуры. / Матис В.И. // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2017. – № 3 (13). – С. 199-204.
- Цель и задачи поликультурного образования в условиях евразийского сотрудничества. / Матис В.И. // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2017. – № 1 (1). – С. 14-22.
- Евразийская социально-культурная интеграция в современных условиях взаимосотрудничества / Матис В.И. // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики». Сборник материалов. Алтайский государственный университет. – 2018. – С. 252-256.
- Профессиональная деятельность в социально-культурной сфере в условиях интеграционных процессов. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3 (70). – С. 119-120.
- Национальная политика и отчуждение личности. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 343-346.
- Научная школа как методологическая база сохранения и развития этнокультурного образования. / Матис В.И. // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С. 72-74.
- Влияние среды на формирование поликультурного сознания и мышления личности. / Матис В.И. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (36). – С. 54-58.
- Обоснование необходимости поликультурного образования. / Матис В.И. // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4 (37). – С. 54-58.
- Роль духовного наследия в формировании евразийской поликультуры. / Матис В.И. // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2018. – № 1 (2). – С. 11-15.
- Компетентностная парадигма в методологии поликультурного подхода. / Матис В.И. // Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. – 2018. – № 1 (2). – С. 4-9.
- Формирование евразийской поликультуры. / Матис В.И. // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. – 2019. – № 1 (3). – С. 19-23.