Жорницкая (Ицикзон) Мария Яковлевна

Сфера научных интересов: этнохореография народов Сибири;  история и этнография народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока; быт, культура и танцевальное наследие якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей и русских старожилов Якутии, а также танцевальный фонд коряков, эскимосов, ительменов.

Образование; Научная диссертационная работа; Трудовая деятельность; Награды и звания; География полевых исследований; Публикации;

24 августа 1921, г. Днепропетровск – 6 сентября 1995, г. Москва

Образование:

В 1950 г. Мария Яковлевна поступает на заочное отделение исторического факультета Якутского педагогического института и в 1955 г. успешно его заканчивает.

Научная диссертационная работа:

В 1965 г. в Институте этнографии АН СССР защитила кандидатскую диссертацию на тему «Народные танцы Якутии», где были обобщены материалы ее полевых работ у якутов, эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей. Работа Марии Яковлевны была высоко оценена как ведущими сибиреведами страны, так и известными хореографами (Игорь Моисеев и др.). Все оппоненты отметили новаторство автора в области сравнительного изучения танцевального фольклора народов Севера, необходимость и важность такого рода исследований для этнографии, истории, фольклористики. Диссертация легла в основу монографии «Народные танцы Якутии», изданной в Москве в 1966 г. под редакцией И. С. Гурвича.

Трудовая деятельность:

В 1940 г. Мария Ицикзон одна из первых учениц, получила диплом об окончании хореографического техникума по специальности артистки балета и была направлена во Львов, в труппу Украинского Государственного академического театра опоры и балета им. Ивана Франко.

В июне 1942 г. Ленинградский ансамбль приезжает в Якутск, где остается до 1944 г. С этим городом, как и со всей сибирской землей, Марии Яковлевне суждено было связать свою судьбу на долгие годы.

С 1944 по 1945 г. Мария Жорницкая – солистка балета Красноярского краевого театра музыкальной комедии, затем она возвращается в Якутск, где начинает работать в Якутском музыкально-драматическом театре.

В 1948 г. М. Н. Жирков возглавил Сектор искусствоведения, образованный в Институте языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР «в целях изучения изобразительного, музыкального, танцевального, театрального искусства Якутии», и пригласил Марию Яковлевну для сотрудничества. Ей был поручен сбор материалов по якутским народным танцам.

После рождения сына в 1948 г. танцевальная карьера Марии Яковлевны обрывается, и ведущая солистка балета переключается на преподавание хореографии и постановку танцев. Но основной областью ее деятельности постепенно становится наука. Не порывая с театром, Жорницкая работает в Якутском ИЯЛИ в должности лаборанта, старшего лаборанта, затем – младшего научного сотрудника и с 1970 г. – старшего научного сотрудника.

В 1970 г. Мария Яковлевна по семейным обстоятельствам переезжает в Москву, где поступает на работу в Сектор Крайнего Севера и Сибири Института этнографии АН СССР. Здесь она проработала четверть века, до конца жизни.

Награды и звания:

В 1945 г. получила медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». За большие заслуги в развитии хореографического искусства Якутии Мария Яковлевна Жорницкая в 1955 г. была удостоена звания Заслуженной артистки Якутской АССР. Она стала первой из якутских артистов балета, получивших это высокое звание. Создание и постановка сценических танцев и в дальнейшем постоянно сопутствовали ее научной работе.

География полевых исследований:

Ведет большую экспедиционную работу: в 1950 г. принимает участие в Комплексной экспедиции ИЯЛИ в Усть-Алданском и Амгинском районах Якутии, где записывает многие якутские танцы и игры. В 1951–1952 гг. она проводит полевые исследования в Вилюйском, Верхне-Вилюйском, Сунтарском, Нюрбинском (Ленском), Орджоникидзевском, Верхоянском и Намском районах.

В 1959 г. приняла участие в работе Юкагирской комплексной экспедиции, организованной Якутским филиалом СО АН СССР совместно с Интитутом этнографии АН СССР для обследования Нижне-Колымского, Аллаиховского, Верхне-Колымского районов, где записала танцы юкагиров, чукчей, эвенов, русских старожилов. В 1960 г. она проводит исследование среди эвенов Момского и Томпонского районов и среди эвенков Алданского, Учурского и Тимптонского районов

 В 1970 – начале 1980 гг. Мария Яковлевна регулярно выезжает в экспедиции на Крайний Северо-Восток Сибири к чукчам, корякам, ительменам, эскимосам. Вместе со своей ученицей Л. И. Нагаевой Жорницкая едет в Армению, чтобы изучить методику фиксации танца известной исследовательницы музыкального фольклора Армении Србуи Степановны Лисициан. В дальнейшем Мария Яковлевна и ее ученики широко используют эту методику.

Она обследует фактически все районы Сибири и европейского Севера, где проживают аборигенные народы, осуществляя экспедиционные поездки на Таймыр – к долганам и нганасанам, на Алтай – к алтай-кижи, теленгитами, тубаларам, кумандинцам, на тюменский Север – к ненцам, хантам, манси, в Бурятию, Хакасию.

Научное наследие Марии Яковлевны Жорницкой достаточно велико: 7 книг (последняя монография, в которой обобщены исследования танцев по хореографии почти всех сибирских народов и которую Мария Яковлевна собиралась представить в качестве докторской диссертации, так и осталась неопубликованной), более 100 статей, богатые коллекции уникальных фотографий, этнографические фильмы.

Список основных публикаций:

  1. О якутских народных танцах//Докл. на третьей науч. сес. ЯФ АН СССР//История и филология. Вып. 1. Якутск, 1953. С. 51–58.
  2. «Осуохай» – якутский народный танец//Танцы народов СССР. Вып. 4. М., 1956. С. 119–138.
  3. Якутские танцы. Якутск, 1956. 107 с.
  4. О танцевальном искусстве якутов//Якутский государственный музыкально-драматический театр. Якутск, 1957. С. 53–62.
  5. «Платочек» – якутский танец//Молодежная эстрада. Репертуарный сборник для художественной самодеятельности. № 5. (94) М., 1959.
  6. Марк Николаевич Жирков//Науч. сообщ. ЯФ СО АН СССР Вып. 2. Якутск, 1959. С. 89–95 (в соавт. с Н. М. Алексеевым).
  7. Четыре якутских танца. Якутск, 1960. 95 с.
  8. Якутские игры//Молодежная эстрада. № 1 (115) М., 1963.
  9. Народные танцы эвенов и эвенков Якутской АССР//Сов. этнография (далее – СЭ). 1964. № 2.C. 116–122.
  10. Опыт изучения традиционных танцев народов Якутии. М., 1964. 10 с.
  11. «Чурумчуку»: либретто якутского балета. Якутск, 1964.
  12. Танцует вся земля Якутская//Полярная звезда. Якутск, 1965. № 5; С. 130–135; то же (на якутс. яз.).
  13. Из опыта изучения традиционных танцев народов Якутии//Массовость и мастерство. М., 1966.
  14. Народные танцы Якутии. М., 1966. 167 с.
  15. Якутский балет//Якутия под знаменем Октября. Якутск, 1967. С. 165–170.
  16. The Experience of the Study of the traditional Dances of the Peoples of Jakutia//VII Междунар. конгр. антропол. и этногр. наук. Т. VI. М., 1969. С. 7–13.
  17. Северные танцы. М., 1970. 202 с.
  18. Изучение танцевальной культуры амгуэмских чукчуй//Итоги полевых исследований Ин-та этнографии (далее ПИИЭ) в 1971 г. М., 1972. С. 157–163.
  19. Сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1971 г.//СЭ.1972. № 5 (в соавт. с 3. П. Соколовой).
  20. Состояние и задачи изучения народного хореографического искусства СССР. М., 1973. 23 с.
  21. The Study of Folk Dancing in the USSR. Its State and Tasks. Chicago. (USA). 1973. 22 p.
  22. Древние этнические связи между коренными народами Северо-Востока по данным хореографического искусства//Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Тез. докл. Всесоюз. конф. Новосибирск, 1973. С. 117 -119.
  23. Рец. на кн.: С. С. Лисициан. Старинные пляски и театральные представления армянского народа//СЭ. 1973. № 6. С. 178 -180.
  24. Обрядовые танцы коряков и эскимосов//Новое в этнографических и антропологических исследованиях. Итоги полевых работ Ин-та этнографии в 1972 г. М., 1974. С. 20–32.
  25. Юкагиры (историко-этнографический очерк). Новосибирск, 1975. (в соавт. с З. В. Гоголевым, И. С. Гурвичем, И. М. Золотаревой). 242 с.
  26. Отражение в современном хореографическом искусстве этнокультурных связей в СССР//СЭ.1975. № 3. С. 26 -33.
  27. Традиционные игровые танцы чукчей и эскимосов и их современное бытование//Тез. докл. Всесо-юз. конф., посвященной этнографическому изучению современности. Москва; Нальчик, 1975. С. 175–177.
  28. Традиционные танцы эскимосов//ПИИЭ в 1974 г. М., 1975. С. 149–157.
  29. Народные танцы коренного населения Севера и Дальнего Востока//Сов. лит. М., 1976; то же (на англ., вьетнам., исп., немец., польск., франц. яз.). М., 1976.
  30. Обрядовые танцы оленных чукчей//Тез. докл. на сес., посвященной итогам полевых этнографических и антропологических исследований в 1974 -1975 гг. Душанбе, 1976. С. 262 -264.
  31. Традиционные танцы коренного населения Северо-Востока Сибири и Крайнего Севера Якутской AССР//Социалистические преобразования жизни народов Советского Севера и пути их дальнейшего развития в свете решений XXV съезда КПСС. Тез. докл. Якутск, 1976. С. 138 -139.
  32. Народные игры чукчей и эскимосов//ПИИЭ в 1975 г. М., 1977. С. 28–36.
  33. К вопросу о картографировании народных танцев Северо-Востока Сибири //Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1978. С. 99.
  34. Метод записи движений С. Лисициан и его применение при изучении традиционных танцев
  35. Северо-Восточной Сибири//ПИИТ в 1976 г. М., 1978. С. 231–239.
  36. Dances of Yakut shamans//Shamanism in Siberia. Budapest, 1978. P. 299–307.
  37. Изучение традиционного хореографического искусства финно-угорских народов СССР//Вопросы финно-угроведения: этнография, антропология, фольклористика, литературоведение. Тез. докл. на XVI Всесоюз. конф. финно-угроведов. Сыктывкар, 1979. С. 37–38.
  38. Некоторые итоги изучения народного хореографического искусства коряков, чукчей и ительменов//Всерос. конф. «Традиционный и современный фольклор Урала и Сибири». Тез. докл. Свердловск, 1979.
  39. The Study of Folk Dancing in the Soviet Union. Its State and Tasks//The Performing Arts. Music and Dance. P., N. Y., 1979. P. 79 -90.
  40. Традиционные танцы чукчей-оленеводов//Сб. тез. XIV Тихоокеанского междунар. конгр. М., 1979; то же (на англ. яз.).
  41. Хореографический образ ворона у аборигенного населения Северо-Востока Сибири//ПИИЭ в 1977. М., 1979. С. 77–80.
  42. Чукчи, коряки//Народы мира. Энциклопедический словарь. М., 1979.
  43. The Reflection of Ethnocultural Links in Present-day Dance in the USSR//Ethnocultural Processes and National Problems in the modern World. M., 1979. C. 39–50.
  44. Свадебная и похоронная обрядность чукчей//Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. C. 82–83, 202–207.
  45. Сравнительное изучение народного хореографического искусства обских угров//Congr. Quintus
  46. International. Fenno-Ugristarum. Turku, 20-27. VIII. 1980. Ps II. P. 309.
  47. Vergleichen des Studium der traditionellen Tanzkunst der ob-ugrischen Volker//Congr. Quintus International. Fenno-Ugristarum. Turku, 20-27. VIII. 1980. Ps. VIII. Turcu 1981. P. 129 -134.
  48. Фиксация пластики движений традиционных танцев хантов и манси//ПИИЭ в 1978. М., 1980. C. 79 90.
  49. Некоторые результаты экспедиционных исследований по изучению хореографического искусства коренного населения Сибири//Всесоюз. сес. по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1978–1979 гг. Тез. докл. Уфа, 1980. С. 179 -180.
  50. L’art choréographique populaire de la population aborigene du Nord-Est de la Siberie (D’apres les materiaux des expeditions ethnographiques) //Boreales. Numero Special Siberia: l-ere partie N 17-19. P., 1980. Р. 511–517.
  51. Отв. ред. кн.: Л. И. Нагаева. Танцы восточных башкир. М., 1981 (в соавт. с Р. Г. Кузеевым). 126 с.
  52. Традиционные танцы народов Северо-Востока Сибири//Развитие гуманитарных исследований в Якутии. Новосибирск, 1981. С. 144–152.
  53. Рец. на серию книг «Хореография», выпускаемую НИИ Министерства культуры РСФСР и издательством «Искусство»//Культ.-просвет. работа. 1982. № 4.
  54. От Олонхо до классического балета «Жизель»//Сов. балет. 1982. № 6.
  55. Традиционные корни и элементы синкретизма в хореографии обских угров//Финно-угорский музыкальный фольклор: проблемы синкретизма (в соавт. с З. П. Соколовой). Таллин, 1982. С. 22–24.
  56. Azázsiai eszkimók hagyományos es jelenkori koreográfiai müveszete//Táncmüvéeszet. Budapest, 1982. № 9. P. 28–30.; № 10. P. 30–33.
  57. Хореографическое искусство коренного населения Сибири//Всесоюз. сес. по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР. Октябрь, 1982. Тез. докл. Нальчик, 1982. С. 166–167.
  58. Гости Севера. О государственном ансамбле танца «Мэнго»//Сов. балет. 1983. № 6.
  59. К вопросу о картографировании народных танцев Северо-Востока Сибири//Ареальные исследования в языкознании и этнографии (язык и этнос). Л., 1983. С. 221–226.
  60. Народные танцы русских старожилов на территории Якутии//ПИИЭ в 1979. М., 1983. С. 215–222.
  61. Народное хореографическое искусство коренного населения Северо-Востока Сибири. М., 1983. 151 с.
  62. Состояние культурно-просветительной работы среди коренного населения Севера//Народности Севера: проблемы и перспективы экономического и социального развития. Тез. докл. и сообщ. Всесоюз. науч. конф. Новосибирск, 1983. С. 190–191.
  63. К вопросу об изучении народного хореографического искусства тюркских народов Сибири// Этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Тез. докл. Омск, 1984. C. 53–57.
  64. Отражение этнических связей долган и якутов в их народном хореографическом искусстве//Всесоюз. сес. по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1980–1981 гг. М., 1984. С. 142–149.
  65. Чурумчуку: либретто якутского балета//Советские балеты. Краткое содержание. Сост.A. М. Гольцман. М., 1985. С. 184–185.
  66. Музыкальный фольклор и танцевальное искусство народов Дальнего Востока//Народы Дальнего Востока СССР и XVII XX вв. 1985 (в соавт. с С. Ф. Карабановой). С. 139–144.
  67. Искусство народов Дальнего Востока//Народы Дальнего Востока СССР в XVII XX в и, М., 1985. C. 198–204
  68. Традиционная хореография в свадебной обрядности//Тез. докл. Всесоюз. науч. конф. «Семья у народов СССР в условиях развитого социалистического общества». Махачкала, 1985. С. 49–51.
  69. Традиционная хореография тюркских народов СССР как историко-этнографический источник//Вопросы советской тюркологии. Тез. докл. и сообщ. конф. Ашхабад, 1985. С. 350–352.
  70. Историко-культурные контакты народов алтайской языковой общности//Тез. докл. XXIX сес. постоянной междунар. алтаистической конф. (PIAC). Ташкент, сентябрь 1986. История, литература, искусство. М., 1986. С. 88–90.
  71. Традиционные танцы нганасан//ПИИЭ в 1982. М., 1986. С. 149–156.
  72. Народное хореографическое искусство ненцев//Всесоюз. сес. полевых этнографическии антропологических исследований 1984–1985 гг. Йошкар-Ола, 1986. С. 235–237.
  73. Отражение современных этнокультурных процессов в хореографическом искусстве сельского населения Северо-Востока Сибири//Современные этносоциальные процессы на селе. М., 1986. С. 191–192.
  74. Традиционная хореография народов алтайской общности как историко-этнографический источник//Историко культурные контакты народов алтайской языковой общности. Тез. докл. XXIХ сес. постоянной междунар. алтаистической конф. (PIAC). Ташкент, сентябрь 1986. М., 1986. С. 88–90.
  75. Якуты//Расы и народы. М., 1986. № 16. С. 202 -211.
  76. L’art chorégraphique traditionnel chez les Esquimaux Asiatiques//Ethnologie et anthropogéographie Arctigues. Premier dialogue franco-sovietique. Paris, 1986. P. 113–123.
  77. Народное танцевальное искусство//История и культура чукчей (историко-этнографические очерки). Л., 1987 (в соавт. с С. Ф. Карабановой). С. 227–233.
  78. Значение исследований этнохореографии для развития современной духовной музыки и культуры коренного населения Севера и Сибири//Проблемы развития культуры народов и изучения культуры по музейным коллекциям. Всесоюз. науч. конф. «Этнографическая наука и пропаганда этнографических знаний», посвященная 70-летию Великого Октября. Тез. докл. Омск, 1987. С. 21–22.
  79. Azobi ugornépek tánchagyományai//Tánctudományi Tanulmányok 1986–-1987. Budapest, 1987. P. 313–323.
  80. Советско-канадский симпоз. «Этнография: традиционные и современные культуры. Традиции и образ жизни коренных народов Севера Советского Союза и Канады» (в соавт. с И. С. Гурвичем, Л. П.Кузьминой) //СЭ. 1987. № 1. С. 135–136.
  81. Song and Dance Folk-Art of the Native Peoples of the Soviet Far North-East: Tradition and Contemporary State//Pacific Science Association 16th Congress Abstracts. V. 1. Seoul, 1987. P. 261.
  82. Традиционное хореографическое искусство северо-самодийских народов//XVII Всесоюз. финно-угорская конф. Археология, антропология и генетика, этнография, фольклористика, литературоведение. Тез. докл. Устинов, 1987. С. 221 -222.
  83. Chorécraphie populaire des yakoutes, tradionelle et moderne//Inter-Nord. P. 1987. № 17. P. 187–189.
  84. К вопросу об алтайском народном танце//Всесоюз. науч. сес. по итогам этнографических и антропологических исследований 1986–1987 гг. Тез. докл. Сухуми, 1988. С. 191–192.
  85. К вопросу о сравнительном изучении традиционной хореографии алтайцев и киргизов//Тюркология-88. Тез. докл. Фрунзе, 1988. С. 558–559.
  86. Народные танцы Севера//В помощь художественной самодеятельности. Составитель и запись хантыйского танца «Тулыглап» (Представление). 1988. № 15. С. 29–36.
  87. Традиции и современность в хореографическом искусстве народностей Севера//Пути сохранения и развития народных традиций в современном художественном творчестве народностей Севера. М., 1988. С. 32–39.
  88. Music, Song and Dance in the North and Far East//Inuktitut. Magazine Indian and Nothern Affairs Canada. Ottava, 1988. N 68. P. 60–71.
  89. Традиционные танцы народов Северо-Востока//Сов. Север. 1988. № 68. С. 60 -71.
  90. Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 года (концепция развития). М., 1988 (в соавт. с И. С. Гурвичем, В. И. Васильевым, З. П. Соколовой и др.). 95 с.
  91. Коряки. Чукчи//Народы мира (историко-этнографический справочник). М., 1988. С. 230–231, 515.
  92. Отв. ред. кн.: Е. А. Рультынэут. Чукотские и эскимосские танцы. Уч.-метод. пособие. Магадан, 1989, 127 с.
  93. Предисловие к кн.: Е. А. Рультынэут. Чукотские и эскимосские танцы. Уч. метод. пособие. Магадан, 1989 (в соант. с Е. А. Рультыноут). С. 3–6.
  94. Народная хореография локальных групп эвенков и эвенов//Новое в этнографии. Полевые исслеования, Вып, 1. М., 1989, С. 54–60.
  95. Imitative and Estatic Dances of Siberian Shamans//J. A. H. R. Regional Conference on Circumpolar and Northern Religion, Helsinki, May 13 19, 1990, P. 6.
  96. Состояние и задачи изучения народного хореографического исскусства финно-угорских народов СССР//Матер, VI Междунар, конгр, финно угроведов, Т. 1. М., 1989.331–333.
  97. Фестиваль этнографических фильмов//СЭ. 1989. № 2 (в соавт, с Э. Г. Александренковым). Пляски в шаманском обряде у народов Севера Сибири//Традинионияя обрядность малых народов Севера. М., 1990. С. 211–221.
  98. Traditional and Modern Dances of the Eskimo Peoples of the USSR//7th studis con UAF-Alaska. Fairbankc, 1990.
  99. Хореограф. редакт. кн.: А. Г. Лукина. Якутский танец, Учеби, метод, пособие для хореографических отделений детских музыкальных школ, школ искуссти, для руководителей танцевальных коллективов. Ч. 1. Якутск, 1990. 217 с.
  100. Хореограф. редакт. кн.: Чисталев П., Скляр Г. Коми народные танцы, Сыктывкар, 1990.
  101. Tradition et modernisme danc l’art chorégraphigue des autochtones du Nord Horizon 2000. Les peuples chasseurs et éleveurs. P., 1991. P. 239–245.
  102. Национальная ситуация в Тувинской АССР и Хакасской АО (май- июнь) М,1991.
  103. Танец: танец народный//Народные знания, фольклор, народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. М., 1991. С. 123–126.
  104. Хореограф. редакт. кн.: Якутский танец. Программа для учащихся хореографических детских музыкальных школ, школ искусств и национальных детский студий/ Сост. А. Г. Лукина. 1991. 20 с.
  105. Хоровод//Народные знания, фольклор, народное искусство, Свод этнографических терминов. М., 1991. С. 152–153.
  106. И. С. Гурвич (некролог) //СЭ. 1992. № 5. С. 167 -171 (в соавт. с Е. П. Батьяновой).
  107. Илья Самуилович Гурвич как ученый и человек//Этническая история тюркских народов сопредельных территорий (по данным этнографии и языкознания). Матер. Всерос. Конф. соавт. с Е. П. Батьяновой, Ш. Ф. Мухамедьяровым, Н. А. Томиловым). С.15-26.
  108. Пляски в шаманской практике народов Севера Сибири//Междунар, конф, «Шаманизм как Генезис, реконструкция, традиции». Тез. докл. Якутск, 1992. С. 38.
  109. Синкретический характер традиционного хореографического искусства народов Северной Сибири//Proceedings of International Simposium on the Comparative Studien of the Muscle of Dance Northern Peoples. Sapporo, 20- 25 january, 1992. P. 83–90.
  110. Шаманские пляски народов Сибири//Ранние формы религии народов Сибири, Матер. симпоз. Л, 1982. С. 64–70.
  111. Комментарии для кн.: В. Л. Серошевский. Якуты. М., 1993
  112. Место и роль танца в свадебном обрядности (к постановке вопроса) //Свадебный обряд для России и ближнего зарубежья. М., 1993. С. 169–184.
  113. Народные танцы западных бурят//Полевые исследования, Новая серия, М, 1991.
  114. Освещение некоторых вопросов народного танцевального искусства в трудах. Российский этнограф. Этнологический альманах. № 3. М., 1993, С. 247
  115. Хореографическое искусство//История и культура коряков, Владивосток, 1994.
  116. Юкагиры//Жизнь национальностей, 1993. № 5–6. С. 24–26.
  117. Коряки//Народы России. М., 1994 (в соавт. с В. А. Тураевым)
  118. Проблема взаимоотношения человека и природы и ее отражение в хореографии народов Северо-Востока Сибири//Генезис кризисов природы и общества России. M., 1994. С. 145–146.
  119. Социоестественные характеристики развития народов Севера//Генетические виды. Матер, третьей научн.конф. «Человек и природа: проблемы социоестественной истории (сентябрь, Феодосия). М, 1995:

Список используемой литературы:

  1. Батьянова Е.П. Памяти М.Я. Жорницкой // Этнографическое обозрение. 1996. № 2. С. 182-185;
  2. Петров А.А. Кросс-культурные исследования в области этнохореографии народов Севера России (на материале трудов Т.Ф. Петровой-Бытовой и М.Я. Жорницкой) / Национальный театр танца Республики (Саха) Якутия им. С. А. Зверева. URL: https://dancesakha.info/pamyati_marii_yakovlevny_zhornickoy-2/