Сагалаев Андрей Маркович

Сфера научных интересов: Этнография, этнология. Основная область исследований – архаичное мировоззрение и духовная культура коренных народов Южной и Западной Сибири, взаимодействия мировоззрения коренных народов Сибири и мировых религий.

Образование; Научная диссертационная работа; Трудовая деятельность; Членство в научных организациях и союзах; Награды и звания; Полевые исследования на Алтае; Публикации об исследователе; Научные публикации о народах Алтая;

Образование:

После окончания Новосибирской средней общеобразовательной политехнической школы № 178 (1970) работал лаборантом кабинета электротехники той же школы. В 1971 г. поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Томского государственного университета. Среди его университетских учителей были: В.С. Гурьев, А.Н. Жеравина, Э.Л. Львова, Б.Г. Могильницкий, Л.Г. Сухотина и другие. Окончил университет в 1976 г. по специальности «история» с квалификацией «историк, преподаватель истории и обществоведения». Дипломную работу «Иконография ламаизма» выполнил под руководством доцента Э.Л. Львовой. В 1976–1977 гг. – стажёр-исследователь кафедры антропологии и этнографии исторического факультета Ленинградского государственного университета по специальности этнография. В 1977–1980 обучался в аспирантуре кафедры антропологии и этнографии исторического факультета Ленинградского государственного университета по специальности этнография.

Научная диссертационная работа:

30 июня 1981 г. защитил диссертацию «Ламаистские элементы в мифологии и традиционных культах алтайцев» на соискание учёной степени кандидата исторических наук (совет при Ленинградской части Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР). Научный руководитель д-р ист. наук, проф. Р.Ф. Итс, официальные оппоненты д-р ист. наук Л.Н. Потапов и канд. ист. наук С.Г. Кляшторный. В 1992 г. защитил диссертацию «Архаичное мировоззрение урало-алтайских народов Западной Сибири» на соискание учёной степени доктора исторических наук (совет при Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; официальные оппоненты д-ра ист. наук Е.И. Деревянко, З.П. Соколова и Д.Г. Савинов). Утверждена решением ВАК от 11 июня 1992 г. 18 ноября 1998 г. решением Министерства общего и профессионального образования РФ присвоено учёное звание профессора по кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Трудовая деятельность:

  • В 1981 — старший лаборант, с 1981 — младший научный сотрудник, а с 1986 — старший научный сотрудник Института истории, филологии и философии СО АН СССР в г. Новосибирске (с 1991 — Институт археологии и этнографии СО АН СССР (РАН).
  • В 1991—1992 — ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО АН СССР (РАН). По совместительству в 1981—1993 — преподаватель кафедры всеобщей истории Новосибирского государственного университета.
  • В 1992—1994 — исполнительный директор Алтайского международного центра гуманитарных и биосферных исследований (Новосибирск). По совместительству в 1992 — ведущий научный сотрудник, а в 1992—1994 — главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО АН РАН.
  • После переезда в 1994 г. на постоянное местожительство из Академгородка (г. Новосибирск) в г. Томск в 1994–1995 – профессор кафедры всеобщей истории и правоведения Томского государственного педагогического института (с 1995 – Томский государственный педагогический университет).
  • С 1995 и до кончины в 2002 г. – заведующий кафедрой всеобщей истории и правоведения (позднее — кафедра всеобщей истории) ТГПУ.
  • 1996–1997 учебный год – профессор университета штата Иллинойс США (The University of Illinois at Urbana-Champaign, USA).
  • По совместительству с 1 декабря 2000 г. и до кончины – профессор кафедры археологии и исторического краеведения исторического факультета Томского государственного университета.
  • 2001—2002 учебный год – профессор университета штата Вайоминг США (The University of Wyoming at Laramie, USA).

Членство в научных организациях и союзах:

Являлся членом докторского диссертационного совета (отечественная история; всеобщая история нового и новейшего времени; историография, источниковедение и методы исторического исследования) и кандидатского диссертационного совета (этнография, этнология и антропология; история науки и техники) в ТГУ. Был членом редколлегии журнала «Археология, этнография и антропология Евразии» (2000–2002).

Награды и звания:

Приказом Министерства образования России от 24 июня 2002 г. награждён нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Полевые исследования на Алтае:

  • Этнографические экспедиции: 1978, 1981, 1982–1993.
  • Археологические экспедиции: 1982—1986, 1988—1993.

Публикации об исследователе:

  1. Андрей Маркович Сагалаев (8 апреля 1953 г. — 20 июня 2002 г.) // Сибирская старина: краев. альманах (Томск). – 2002. – № 19. – С. 74–75.
  2. Крюков В.М. Андрей: Скоро 40 дней без Сагалаева // Томский вестник: Буфф-сад. – Томск. – 2002. – 24 июля. – № 30. – С. 9.
  3. Крюков В.М. Полгода без Андрея // Буфф-сад. – Томск. – № 52. – 26 декабря 2002 г. – С. 24.
  4. А.М. Сагалаев: памяти коллеги, друга, учителя // Вестник Томского государственного университета. Сер.: гуманитарные науки (филология). – 2002. – Вып. 1 (29). – С. 80.
  5. Зайцева Т.И. Андрей Маркович Сагалаев – путь учёного и человека // VII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Наука и образование» (14–18 апреля 2003 г.) : материалы конференции: в 5 т. Т. 4. Ч. 1: История и правоведение. – Томск: Изд-во ТГПУ. – 2003. – С. 4–8.
  6. Беликова О.Б. Об архиве этнолога А. М. Сагалаева (г. Томск) // VIII Конгресс этнографов и антропологов России (1–5 июля 2009 г., г. Оренбург). – Оренбург: Издательский центр ОГФУ. – 2009. – С. 383—384.
  7. Андрей Маркович Сагалаев: библиографический указатель / Составитель О. Б. Беликова // Проблемы методологии и историографии всеобщей истории: сборник научных статей. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2010. –Вып. 1. – С. 202–217.
  8. Беликова О.Б. Архив этнолога А. М. Сагалаева: материалы академической экспедиций 1984 г. на Нижнюю Обь к манси // IX Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов, г. Петрозаводск, 4-8 июля 2011 г. – Петрозаводск, 2011. – С. 49–50.
  9. Беликова О.Б. Архив А.М. Сагалаева: визуальные материалы Приполярного этнографического отряда 1984 г. // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого / ред. Я.А. Яковлев. – Томск; Ханты-Мансийск: Изд-во Том. ун-та, 2012. – Вып. 10. – С. 408–430.
  10. Беликова О.Б. Архив этнолога А. М. Сагалаева (г. Томск): фотоматериалы о городах мира // X Конгресс этнографов и антропологов России, г. Москва, 2-6 июля 2013 г. «Современный город и социально-культурная модернизация России». 2013.
  11. Томский литературный некрополь. Томск: Изд-во «Красное Знамя», 2013. – С. 49, 72.
  12. Крюков В.М. Андрей в жизни и в письмах // Заметки о нашем времени: Книга воспоминаний. – Томск, 2014. – С. 172–186.
  13. Сагалаев Андрей Маркович: биография [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия Национального исследовательского Томского государственного университета. Режим доступа: http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/
  14. Сагалаев Андрей Маркович: биография [Электронный ресурс] // Товики (томская вики). Режим доступа: https://towiki.ru/view/

Автор и соавтор более 70 работ, в том числе 10 монографий. Автор около 10 публицистических статей.

Научные публикации о народах Алтая:

  1. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. – Новосибирск: Наука, 1984. – 121 с.
  2. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип. – Новосибирск: Наука, 1991. – 155 с.
  3. Алтай в зеркале мифа. – Новосибирск: Наука, 1992. – 176 с. – (Сер.: Страницы истории нашей Родины).
  4. Ламаизм // Каталог этнографических коллекций Музея археологии и этнографии Сибири Томского университета. Ч. 2: Народы СССР (кроме Сибири) и зарубежных стран. – Томск: Изд-во Том.ун-та, 1980. – С. 173–199.
  5. Ударные инструменты в ритуалах ламаизма и южносибирского шаманства // Наука. – 1981. – № 5. – С. 117–124.
  6. Индо-иранские элементы в духовной культуре алтайцев // Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири : сборник научных трудов. – Новосибирск, 1983. – С. 26–43.
  7. Мифология и верования алтайцев: Центрально-азиатские влияния. – Новосибирск: Наука, 1984. – 121 с.
  8. Христианизация алтайцев в конце XIX — начале XX в. (Методы и результаты). Этнография народов Сибири. – Новосибирск. – Наука. – 1984. – С. 120—127.
  9. Сказитель и шаман в традиционной культуре алтайцев // Известия СО АН СССР. – 1985. – № 9 (402). – Сер. истории, филологии и философии. – Вып. 2. – С. 53–56.
  10. Методические указания к спецкурсу «Духовная культура народов Южной Сибири». – Новосибирск, 1987. – 33 с.
  11. Факторы образования религиозного синкретизма у урало-алтайских народов // Смены культур и миграции в Западной Сибири. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 72–75.
  12. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири как предмет этнографического исследования (к постановке вопроса) // Традиционные верования и быт народов Сибири: XIX — начало XX в. — Новосибирск: Наука, 1987. – С. 85–92. (в соавторстве с Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, М.С. Усмановой).
  13. К характеристике традиционного мировоззрения тюрков Саяно-Алтая // Изв. СО АН СССР. – 1988. – № 3. – Вып. 1. – Сер. истории, филологии и философии. – С. 34-38.
  14. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир // Новосибирск. – Наука. – 1988. – 225 с. (в соавторстве с Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, М.С. Усмановой).
  15. Череда утрат: О судьбе духовного наследия аборигенов Алтая // Наука в Сибири. – Новосибирск. – 1989. – № 15 (1398). – 21 апреля. – С. 4-5.
  16. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество // Новосибирск. – Наука. – 1989. – 243 с. (в соавторстве с Э.Л. Львовой, И.В. Октябрьской, М.С. Усмановой).
  17. К методике реконструкции архаичного мировоззрения // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников Западной Сибири: Тезисы докладов. — Томск. – Изд-во Том. ун-та. – 1990. – С. 95-97.
  18. «Круговорот жизни» в урало-алтайской традиции (некоторые аспекты проблемы) // Изв. СО АН СССР. – 1990. – Сер. истории, филологии и философии. – Вып. 2. – С. 34-38.
  19. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Знак и ритуал // Новосибирск. – Наука. – 1990. – 209 с. (в соавторстве с И.В. Октябрьской).
  20. О возможных этносоциальных последствиях строительства Катунской ГЭС // Катунский проект: проблемы экспертизы. Материалы к общественно-научной конференции 13-15 апреля 1990 г. — Новосибирск. – 1990. – С. 150—151. (в соавторстве с И.Н. Гемуевым).
  21. Урало-алтайская мифология: Символ и архетип // Новосибирск. – Наука. – 1991. – 155 с.
  22. «Ссора» творцов (к истолкованию урало-алтайской космологии) // Изв. СО АН СССР. – 1992. – Вып. 1. – С. 39-43. – (Сер.: История, филология и философия).
  23. Узел Земли // Собеседник: Иллюстрированный еженедельник. – 1993. – № 5 (466). – Февраль. – С.4.
  24. Хозяйка снежной горы (комментарий к алтайскому мифологическому тексту) // Altaica: Публикация Алтайского международного центра гуманитарных и биосферных исследований. — Новосибирск. – 1993. – № 3. – С. 53-57.
  25. Традиционные верования алтайцев в конце XX в. // Аборигены Сибири: Проблемы изучения исчезающих языков и культур: тезисы международной научной конференции. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995 г. Т. 2: Археология. Этнография. Новосибирск. – Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. – 1995. – С. 224.
  26. Алтайцы: старая религия и «новая» идеология // Народы Сибири: права и возможности. — Новосибирск. – Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. – 1997. – С. 61-71.
  27. Неомифология Алтая // Сибирь в панораме тысячелетий. (Материалы международного симпозиума). Новосибирск. – Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. – 1998. – Т. 2. – С. 414-417.
  28. Шаманизм как универсальная операционная система (к постановке вопроса) // Сибирские татары: Материалы I-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (14-18 декабря 1998 г., г. Тобольск). – Тобольск. – 1998. – С. 143-144.
  29. Этнология: основные понятия и термины. // Томск. – Изд-во Том. гос. педагогического ун-та. – 1998.
  30. Натурфилософские начала сибирского шаманизма (к постановке вопроса) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. – Томск. – Изд-во Том. ун-та. – 1999. –Вып. 25: 70 лет академику Российской Академии социальных наук профессору, доктору исторических наук Могильницкому Борису Георгиевичу. – С. 118-130.
  31. К проблеме «вещь» и «миф» в культуре урало-алтайских народов (опыт прочтения символики посоха) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории: Материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. — Томск. – Изд-во Том. ун-та. – 2001. – С. 253-254.
  32. Символ и вещь в урало-алтайской мифологии Сибири // Вопросы отечественной и всеобщей истории: сб. статей. – Томск: Изд-во Том. гос. педагогического ун-та, 2003. Вып. 2. С. 186-199.